[ Новые сообщения · Участники · Правила форума · Поиск · RSS ]
  • Страница 1 из 1
  • 1
Благожелательность, чувство сострадания с точки зрения эльда
ТаварильДата: Воскресенье, 24.08.2008, 16:18 | Сообщение # 1
Группа: Удаленные





Любовь, великодушие, милосердие, сочувствие и жалость извеч-
но признавались высочайшими качествами души. Они считались царст-
венными достоинствами в двояком смысле: как главенствующие среди
многочисленных качеств благородного духа и как приличествующие
любой царственной особе. Чтобы почувствовать, что милосердие сот-
воряет государя в большей степени, чем его венец, что оно превыше
мановения его клинка, нам не понадобится Шекспир - хотя, разуме-
ется, он был необходим нам, как и всему миру, чтобы выразить это
чувство словами.
Мудрые очень часто повторяли, что первейшей необходимостью
для правителя народа является благожелательность. Среди людей об
этом говорили так: "Если только правитель начнет воспитывать доб-
родетель, люди потянутся к нему; с людьми к нему придут земли;
земли принесут ему благосостояние; правильное его использование
приумножит богатство. Добродетель есть источник, а богатство -
итог". И еще: "Известны случаи, когда лишенный благожелательности
обретал высшую власть над одним государством, но никогда я не
слышал, чтобы в руках у лишенного этого качества оказались все
земли". К нам же более подходят следующие слова: "Никогда еще не
бывало, чтобы правитель был благожелателен, а народ не любил доб-
родетельность". Также: "Невозможно, чтобы правителем народа ста-
новился тот, кому народ не вверил покорности своего сердца".
Правитель ощущал высшую ответственность перед своими предка-
ми и перед Эру. Он был отцом своих подданных, забота о которых
была передана ему Единым. "Когда правитель любит то, что любит
народ, и ненавидит то, что ненавидит народ, он тот, кого называют
отцом народа". Так "общественное мнение" и мнение государя, или,
если хотите, демократия и абсолютизм, сливаются друг с другом.
Таким образом, мы воспринимали свободное выражение монархической
власти легче, чем люди, - более того, чувства нашего народа в са-
мом широком смысле сдерживались соображениями патриархальности (в
смысле вышеупомянутого "отцовства" правителя). "Абсолютизм, - го-
ворит Бисмарк, - в первую очередь требует от государя бесприст-
растия, честности, преданности своему долгу, энергичности и ду-
ховной скромности". Это правление волей Эру, с его тяжелейшими
обязанностями, огромной ответственностью перед самим Единым, от
которой Лорда не могут освободить ни народ, ни советники.
Известно, что благожелательность есть достоинство нежное,
подобное материнской заботе. Если прямолинейная Порядочность и
неумолимая Справедливость более относятся к мужской натуре, то
Милосердие обладает мягкостью и убедительностью женской природы.
Существуют предостережения против потворствования неразборчивому
благотворчеству, которое не сопровождается справедливостью и пра-
ведностью. "Доведенная до крайности праведность ожесточается и
превращается в чопорность; безмерное потворствование благоде-
тельности расходует силы и превращается в слабость". К счастью,
милосердие не настолько же редко, насколько прекрасно, ибо всеоб-
щей истиной является то, что "храбрейшие - одновременно и самые
нежные; любящие - одновременно и самые бесстрашные".
На слова о "нежности воина" в нас мгновенно откликаются все
благородные качества; и дело тут не в том, что милосердие эльфа
отличается от милосердия людей, но в том, что эти слова подразу-
мевают такое милосердие, при котором благожелательность не явля-
ется слепым импульсом, но обусловлена справедливостью; она не ос-
тается просто определенным состоянием ума, но подкрепляется
властью спасать и убивать. Как гномы или торговые люди (уж прост-
ите за сравнение, славные эльдар), говорят об имеющем или не име-
ющем силы спросе, так и мы можем назвать свое милосердие имеющим
силу, ибо оно подразумевает власть действовать во благо или во
вред другого.
Даже исполненные гордости собой в отношении физической силы
и не упускающие возможности воспользоваться своими привилегиями,
выражали полное согласие с взглядами на власть любви: "Благожела-
тельность покоряет все, что становится помехой ее власти, точно
так же, как вода подчиняет огонь: в способности воды тушить пламя
может усомниться лишь тот, кто пытается чашкой воды погасить це-
лую горящую повозку с хворостом". Кроме того, "чувство печали яв-
ляется корнем благожелательности"; это означает, что милосердный
всегда внимательнее того, кто страдает и прибывает в нужде и го-
ре. Нежность, Сочувствие и Любовь были характерными чертами, ук-
рашавшими самые кровопролитные подвиги наших воинов, ведь "не
быть охотником тому, кто убивает птицу, укрывшуюся у него на груди".
Не случайна и любовь наиболее воинственных из нас к музыке:
не гулу труб и бою барабанов - "этих шумных предвестников кровоп-
ролития и смерти", - заставляющих нас лететь в битву, но пе-
чальным и нежным мелодиям струн, успокаивающих наш раскаленный
дух, уносящих наши мысли прочь от запаха крови и сцен резни.
"Хотя многое может ранить твою душу, три вещи ты можешь про-
щать: ветер, приминающий твои цветы, облако, скрывающее твою
звезду, и того, кто пытается найти повод для ссоры с тобой".
Поощрение сложения стихов, к чему и без того склонны многие
из нас, как средства явного выражения подобных мягких чувств бы-
ло, на самом деле, направленно на их воспитание. Потому в нашей
поэзии близко соседствуют пафос и нежность. Люди наслаждаются и
восхищаются героическим эпизодом из героической жизни Кернера,
когда он написал свое "Прощание с жизнью", лежа с тяжелой раной
на поле битвы. Случаи подобного рода были не столь редкими и нео-
бычными в нашей военной истории. Каждый из нас, независимо от по-
ложения и, если так можно выразиться в отношении эльфа, образова-
ния, был поэтом и владел рифмой. Довольно часто можно было уви-
деть, как воин внезапно останавливается, вынимает из-за пояса
принадлежности для письма и слагает балладу - такие стихи находи-
ли в шлемах и нагрудниках, снятых с их бездыханных владельцев.
В разгар ужаса войны, сострадание воодушевлялось музыкой и
письмом. Воспитание нежных чувств в значительной степени усилива-
ется благодаря страданиям других. Скромность и любезность, вызы-
ваемые уважением к чувствам других, становится основой вежливости.
 
  • Страница 1 из 1
  • 1
Поиск:


Copyright Laimi Taurion © 2024


Хостинг от uCoz