Тавариль | Дата: Воскресенье, 24.08.2008, 16:18 | Сообщение # 1 |
Группа: Удаленные
| Любовь, великодушие, милосердие, сочувствие и жалость извеч- но признавались высочайшими качествами души. Они считались царст- венными достоинствами в двояком смысле: как главенствующие среди многочисленных качеств благородного духа и как приличествующие любой царственной особе. Чтобы почувствовать, что милосердие сот- воряет государя в большей степени, чем его венец, что оно превыше мановения его клинка, нам не понадобится Шекспир - хотя, разуме- ется, он был необходим нам, как и всему миру, чтобы выразить это чувство словами. Мудрые очень часто повторяли, что первейшей необходимостью для правителя народа является благожелательность. Среди людей об этом говорили так: "Если только правитель начнет воспитывать доб- родетель, люди потянутся к нему; с людьми к нему придут земли; земли принесут ему благосостояние; правильное его использование приумножит богатство. Добродетель есть источник, а богатство - итог". И еще: "Известны случаи, когда лишенный благожелательности обретал высшую власть над одним государством, но никогда я не слышал, чтобы в руках у лишенного этого качества оказались все земли". К нам же более подходят следующие слова: "Никогда еще не бывало, чтобы правитель был благожелателен, а народ не любил доб- родетельность". Также: "Невозможно, чтобы правителем народа ста- новился тот, кому народ не вверил покорности своего сердца". Правитель ощущал высшую ответственность перед своими предка- ми и перед Эру. Он был отцом своих подданных, забота о которых была передана ему Единым. "Когда правитель любит то, что любит народ, и ненавидит то, что ненавидит народ, он тот, кого называют отцом народа". Так "общественное мнение" и мнение государя, или, если хотите, демократия и абсолютизм, сливаются друг с другом. Таким образом, мы воспринимали свободное выражение монархической власти легче, чем люди, - более того, чувства нашего народа в са- мом широком смысле сдерживались соображениями патриархальности (в смысле вышеупомянутого "отцовства" правителя). "Абсолютизм, - го- ворит Бисмарк, - в первую очередь требует от государя бесприст- растия, честности, преданности своему долгу, энергичности и ду- ховной скромности". Это правление волей Эру, с его тяжелейшими обязанностями, огромной ответственностью перед самим Единым, от которой Лорда не могут освободить ни народ, ни советники. Известно, что благожелательность есть достоинство нежное, подобное материнской заботе. Если прямолинейная Порядочность и неумолимая Справедливость более относятся к мужской натуре, то Милосердие обладает мягкостью и убедительностью женской природы. Существуют предостережения против потворствования неразборчивому благотворчеству, которое не сопровождается справедливостью и пра- ведностью. "Доведенная до крайности праведность ожесточается и превращается в чопорность; безмерное потворствование благоде- тельности расходует силы и превращается в слабость". К счастью, милосердие не настолько же редко, насколько прекрасно, ибо всеоб- щей истиной является то, что "храбрейшие - одновременно и самые нежные; любящие - одновременно и самые бесстрашные". На слова о "нежности воина" в нас мгновенно откликаются все благородные качества; и дело тут не в том, что милосердие эльфа отличается от милосердия людей, но в том, что эти слова подразу- мевают такое милосердие, при котором благожелательность не явля- ется слепым импульсом, но обусловлена справедливостью; она не ос- тается просто определенным состоянием ума, но подкрепляется властью спасать и убивать. Как гномы или торговые люди (уж прост- ите за сравнение, славные эльдар), говорят об имеющем или не име- ющем силы спросе, так и мы можем назвать свое милосердие имеющим силу, ибо оно подразумевает власть действовать во благо или во вред другого. Даже исполненные гордости собой в отношении физической силы и не упускающие возможности воспользоваться своими привилегиями, выражали полное согласие с взглядами на власть любви: "Благожела- тельность покоряет все, что становится помехой ее власти, точно так же, как вода подчиняет огонь: в способности воды тушить пламя может усомниться лишь тот, кто пытается чашкой воды погасить це- лую горящую повозку с хворостом". Кроме того, "чувство печали яв- ляется корнем благожелательности"; это означает, что милосердный всегда внимательнее того, кто страдает и прибывает в нужде и го- ре. Нежность, Сочувствие и Любовь были характерными чертами, ук- рашавшими самые кровопролитные подвиги наших воинов, ведь "не быть охотником тому, кто убивает птицу, укрывшуюся у него на груди". Не случайна и любовь наиболее воинственных из нас к музыке: не гулу труб и бою барабанов - "этих шумных предвестников кровоп- ролития и смерти", - заставляющих нас лететь в битву, но пе- чальным и нежным мелодиям струн, успокаивающих наш раскаленный дух, уносящих наши мысли прочь от запаха крови и сцен резни. "Хотя многое может ранить твою душу, три вещи ты можешь про- щать: ветер, приминающий твои цветы, облако, скрывающее твою звезду, и того, кто пытается найти повод для ссоры с тобой". Поощрение сложения стихов, к чему и без того склонны многие из нас, как средства явного выражения подобных мягких чувств бы- ло, на самом деле, направленно на их воспитание. Потому в нашей поэзии близко соседствуют пафос и нежность. Люди наслаждаются и восхищаются героическим эпизодом из героической жизни Кернера, когда он написал свое "Прощание с жизнью", лежа с тяжелой раной на поле битвы. Случаи подобного рода были не столь редкими и нео- бычными в нашей военной истории. Каждый из нас, независимо от по- ложения и, если так можно выразиться в отношении эльфа, образова- ния, был поэтом и владел рифмой. Довольно часто можно было уви- деть, как воин внезапно останавливается, вынимает из-за пояса принадлежности для письма и слагает балладу - такие стихи находи- ли в шлемах и нагрудниках, снятых с их бездыханных владельцев. В разгар ужаса войны, сострадание воодушевлялось музыкой и письмом. Воспитание нежных чувств в значительной степени усилива- ется благодаря страданиям других. Скромность и любезность, вызы- ваемые уважением к чувствам других, становится основой вежливости.
|
|
| |