[ Новые сообщения · Участники · Правила форума · Поиск · RSS ]
  • Страница 1 из 1
  • 1
Поселение гильдии Laimi Taurion » Quenta Laimi Taurion » Elencuile » Алфавит и письмо
Алфавит и письмо
ТаварильДата: Среда, 20.08.2008, 19:13 | Сообщение # 1
Группа: Удаленные





Произношение имен и названий

Все, что в книге писалось на вестроне, переведено полностью, подобраны звуковые аналоги и эквиваленты нашей речи. Имена хоббитов и отдельные непереведенные слова должны произноситься по ее законам (например ДЖ в английском Bolger).
Я старался передать звучание древних слов как можно ближе к оригинальному (насколько по рукописям можно определить звучание), причем старался, чтобы в моей передаче слова эти не выглядели нелепо в написании современными знаками. Язык эльфов Высокого рода, квенья, на письме близок к латыни. Поэтому для передачи звука К часто использовано английское «С».
Для тех, кто интересуется деталями, привожу некоторые правила, которые следует соблюдать при чтении вслух английских букв и их сочетаний в эльфийских словах:

Согласные

С — всегда звук К, даже перед «i» и «е», например CELEB — келеб, серебро; CIRDAN - Кирдан.
СН — жесткое КХ, а совсем не Ч. В гондорском произношении смягчается в X, если не стоит в конце слова или перед Т. В отдельных именах собственных пишется «Н», например: ROHAN — Рохан, ROHIRRIM — рохиррим, IMRAHIL — Имрахил (последнее имя нуменорское, в нем изначально было Н).
DH — звонкий, но мягкий межзубной звук, как в английском «that», но ближе к Д, например: GALADH — галад, дерево (синд.) и ANDA — анда, дерево (кв.). Иногда этот звук является производным от слияния Н и Р: CARADHRAS - Карадрас, от CARAN+RASS - Багровый рог.
F — обычный звук Ф, в конце слова становится похожим на В, как в английском «of»: NINDALF — Ниндальф, Ниндальв (аналогично — Гэндальв).
G - всегда звонкое твердое Г: GILDOR- Гилдор, OSGILIATH - Осгилиат.
Н — само по себе звучит как X, а в сочетании с Т (НТ) напоминает мягкое немецкое в слове «ech»: TELUMECHTAR — Телумехтар, Телумехьтар.
I — в начале слова перед гласной на языке синдарин дает согласный звук Й: IORETH - Йорета.
К — применяется в именах неэльфийского происхождения, а в сочетании КН произносится жестко: ADUNAKHOR — Адунакор (нум.), KHAZAD - Казад (гн.), GRISHNAKH - Грышнак (ор.).
L — несколько смягченный звук, после «е», «i» и перед согласным становится более небным. Если нужен твердый звук, обычно пишется «LН»(в древнем квенья — HL).
NG — слегка носовое, скользящее Н в сочетании с твердым, но не полностью произнесенным Г, как в английском «finger». В Третьей эпохе писали просто «N» (звук Г в произношении постепенно исчезал: NOLDO - нольдо, от NGOLDO).
РН — почти обычное Ф: ALPH — алф, лебедь, PHARAZ — фараз, золото, PHERIANNATH — ферианнат, мн. ч. от «периан».
Q — KB, в языке квенья встречалось часто, в синдарийском отсутствовало.
R — во всех позициях раскатистое Р. Орки и некоторые гномы произносили гортанно, что эльдар не нравилось.
RH — глухое Р, производное от старинного «CR», на квенья писалось «HR».
S — глухой звук С. Звонкого 3 эта буква не обозначала ни в языке кве-нья, ни в синдарийском.
SH — в гномьей и орчьей речи напоминал смягченное Ш.
ТН — глухой межзубной звук, как в английском «cloth». На квенья читался как С: ITHIL — исиль(кв.), итиль (синд.), луна.
TY — мягкое ТЬ, на вестроне вместо него произносили Ч.
V — обычное В, в конце слова в написании заменялся на букву «F», в произношении оставаясь В.
W — звонкий губно-губной звук, как в английском «well».
HW — глухой звук с придыханием, как в североанглийском «white». В квенья встречался в начале слова. Примеров в нашей книге нет.
Y — в языке квенья согласный, похожий на твердое Й, на синдар — гласный из ряда И.
HY — звукосочетание, похожее на ХЬЮ, а перед гласным — мягкое ХЬ:
HYARMEH — хьярмен, юг. На синдарийском то же слово произносилось тверже:
HARAD — харад.

Согласные, повторенные в написании, в произношении тоже удваивались.
Концы слов произносились не так четко, как в английском, и постепенно стирались. Например: ROCHAND - ROCHANN - ROHAN - Рохан.
В синдарийском языке различные изменения претерпели сочетания типа НД, НГ, МБ, которые любили древние эльдар. МБ превратилось в обычное несколько продленное ММ. (Слово РЕММИРАТ к этому правилу не относится, в нем два корня: РЕМ — рем, сеть, и МИР — мир, драгоценный камень). НГ в конце слова стало носовым Н. НД чаще всего заменялось на НН, например ENDORE — Эндорэ (кв.) — ENNOR — Эннор (синд.), Среднеземье. Но в концевом положении осталось, как было: THOND — тонд, тхонд, крыша, и перед R тоже: ANDROS — андрос, длинный пенный вал. Это же НД сохранилось в именах собственных: NARGOTHROND - Нарготронд, GONDOLIN - Гондолин, BELERIAND - Белерианд. Однако тенденция к сокращению его в Н привела к формам типа ANORIEN - Анориэн, ROHAN - Рохан, ITHILIEN - Итилиэн.

Гласные

Для передачи гласных используются привычные нам знаки; оттенки произношения, безусловно, есть, но их передать трудно.
В синдарийском были долгие и краткие гласные. Долгие считались полными, краткие — производные от них. Долгие произносились более напряженно и правильно. На квенья они были более закрытыми. Долготу звука можно показать значком ударения.
В вестроне было распространено произношение долгого Е, как ЭЙ, и долгого О, как ОУ. Так говорили на квенья те, кто привык к вестрону, но это считалось неправильным и некультурным. Жители Хоббитшира Мерри и Пипин и даже Бильбо произнесли бы сочетание YENI UNOTIME - долгие годы без числа - как ЙЕЙНИ УНОАТИМЫ вместо
ЙЕНИ УНОТИМЭ. Фродо, говорят, был искусен в произношении иностранных звуков.
Только в синдарийском языке был звук У, производный от ОУ под влиянием более старых ЕУ и ИУ. На письме он обозначается английской буквой «у» как в староанглийском: LYG — луг, змея, EMYN — эмун, горы (множ. от AMON — амон, гора). В Гондоре этот звук произносился как И: Эмин Муйл.
В написании долгие звуки отмечали ударением (в Феанорском письме). В синдарийском над особо долгими гласными ставили значок: DUN — дун, запад. Влияние этого корня заметно в словах: ANNUN — аннун, закат, ANDURIL — Андрил (в оригинале «Андурил»). А в слове AMRUN — амрун, восход — виден корень РУН — восток.
Звук Э, передаваемый знаком Е, в конце слова не опускался и не глушился, читался обязательно.
Сочетания «ER, IR, UR» (в русской передаче ЭР, ИР, УР) не отличались расплывчатостью в произношении, как в английском. Звук Р в них был четким и раскатистым, а гласный стремился к удлинению или дифтонгизации: ЭЙР, ИЭР, УУР.
В языке квенья сочетания, переданные английскими «UI, OI, AI, IU, EU, AU», произносились слитно, дифтонгами: УЙ, ОЙ, АЙ, ЙУ, и т. д., а все остальные пары гласных произносились так, что слышалось два звука: ЭА, ЭО, ОЭ...
В синдарийском языке дифтонгами были «АЕ, AI, El, OE, UI и AU» (произносились как АЭ, АЙ, ЭЙ, ОЭ, УИ и АУ). Остальные сочетания дифтонгами не являлись. Сочетание «AU» в конце слова писалось вместо «AW» и произносилось АУ.

Большинство дифтонгов были нисходящими, т. е. ударение падало на первый элемент, только в Третью эпоху в квенья дифтонг «Ш» стал восходящим и стал читаться как Ю.

Ударение

Положение ударения определяется формой слова, оно обычно не ставилось на письме. В двусложных словах эльфийских языков ударения чаще попадали на первый слог, в длинных словах — на второй слог от конца, если в слове был долгий звук, дифтонг или два и больше согласных после гласного. Если же во втором слоге от конца звук был краткий и за ним следовал один согласный, ударение переносилось на третий слог от конца. Таких слов было много, особенно на языке квенья.
В нижеследующих примерах ударение показано заглавной буквой: ИсИлдур, Оромэ, ЭрЕссеа, ФЕанор, АнкАлима, периАн, ЭлентАри, ДЭнетор, ЭктЕлион, ПелАргир, СилИврен.
Слова типа ЭлентАри — Звездная королева — в квенья редки, ударение чаще падает на гласные И и У, например: АндУнэ, а буквы А, Е, О чаще встречаются не отдельно, а в сочетаниях. Согласные DH, ТН, СН в языке синдар изображают один звук и на письме передаются одной буквой: Д, Т, К.

Примечание.
В именах, взятых из других языков, за исключением гномьего, используются обычные буквы и звуки языка эльдар, своеобразные гномьи гортанные К и Т передаются при помощи добавления к ним звука X: «КН», «ТН». Звук 3 у гномов был. В черной речи тоже были гортанные звуки: GHASH — гхаш, огонь и AGH — агх, тень.
Собственным «открытым» именам гномов в книге приданы северные формы, при их произношении учитываются все упомянутые выше особенности. То же касается имен рохирримов (тех, которые не претерпели модернизацию). Для роханских имен характерны дифтонги ЭО и ЭА с полным произношением обоих звуков (в древнеанглийском было слово ЕОН — эо(х), лошадь). Звук И в гномьих именах — производный от древнего Ю. Имена типа SHADOWFAX — Серосвет (англ, «тень» и лат. «факел») и WORMTONGUE — Причмок (англ, «червь» и «язык») являются переделками типа кальки. Модернизированные формы вроде DUN-HARROW — Дунгара — легко узнаются и произносятся на английский манер.

Письмо

Алфавиты и письмо в Третью эпоху имеют эльфийские источники и уже тогда были древними. К описываемому времени алфавит полностью развился и оформился, но также продолжали употребляться письмена, в которых графическое изображение имели только согласные звуки.
Существовало два полноправных и независимых алфавита: ТЕНГВАР (или ТИВ), который в нашей книге называется буквенным письмом, и КЕРТАР (или КИРТ), т. е. РУНЫ. Тенгвар был разработан для письма кистью или пером, могли быть более острые формы от манеры писать. Кирт применялся исключительно для надписей, вырубаемых, высекаемых или процарапываемых по твердому материалу.
Тенгвар был старше. Его разработали нольдор, задолго до изгнания. Нольдор были наиболее искусными из всех эльдар в подобных делах. Самый старый алфавит эльдар, РУМИЛЬСКИЙ ТЕНГВАР, в Среднеземье не применялся. Более поздний, ФЕАНОРСКИЙ ТЕНГВАР, в чем-то сходный с Румильским, был привезен в Среднеземье изгнанниками-нольдор. (Первый алфавит изобрел Румил, мудрец из Тириона, автор «Айнулиндалэ», второй — Феанор, создатель трех Сильмарилов.) От нольдор тенгвар стал известен эдаин и нуменорцам. В Третью эпоху он распространился по всем территориям, где говорили на вестроне. Кирт был изобретен в Белерианде. Им делались памятные надписи на дереве и камне, отсюда — прямая угловатая форма знаков, весьма похожая на руны нашего времени, хотя при всем подобии они отличались в деталях и в расположении. Более древняя и более простая форма кирта распространилась на восток во Вторую эпоху и стала известна многим племенам, людям, гномам и даже оркам, которые меняли форму знаков в силу своего искусства (гномы) или неумения (орки). Упрощенная форма его даже в Третью эпоху еще применялась людьми в Дейле и похожая — в Рохане. Но в Белерианде уже в конце Первой эпохи кирт был развит далее и реорганизован под влиянием нольдорского тенгвара.
Самая богатая и самая упорядоченная форма кирта получила название Алфавита Даэрона (или Рун Даэрона), ибо говорят, что ее разработал певец и летописец короля Тингола в Дориате по имени Даэрон. Среди эльдар руны Даэрона форму скорописи не приобрели, ибо эльфы для скорописи применяли феанорские руны.
Западные эльфы почти совсем перестали применять руны. Но в Эрегионе алфавит Даэрона использовался. Он был принесен в Морию и очень понравился гномам. Гномы принесли его и в свои северные владения. В позднейшее время его стали называть МОРИЙСКИЙ АНГЕРТАС, или длинные руны Мории. В обычных контактах гномы пользовались общеупотребительным вестроном в устной речи и писали, причем довольно искусно, феанорскими буквами. Но для записей на своем, гномьем языке они применяли кирт и произвели от него удобные формы для записи на бумаге. Кирт, которым писали в Мории, отличался от письма гномов Эребора.


Феанорское письмо

В таблице, приведенной ниже, показаны обычные книжные формы всех букв, применявшихся в западных землях в Третью эпоху. Порядок в таблице был понятен и удобен для заучивания букв. Буквы имели названия.
Это письмо в своей первичной форме алфавитом не было. Алфавитом обычно считается произвольно сложившийся порядок букв, каждая из которых имеет свое независимое значение, причем заучивается этот порядок в традиционном ряду безотносительно к форме или значению буквы. Единственную параллель, которую поняли бы эльдар в нашем алфавите, можно провести между буквами Б и П, но только в звучании, ибо различное написание П, Б, Ф, М, В им показалось бы нелепым, у них это были лишь варианты произношения.
Тенгвар представлял собой систему согласных звуков, изображенных типовыми знаками, которые позволяли делать записи на языках, известных эльдар или ими созданных. Знаки-буквы строго определенного значения не имели. Между ними, однако, соблюдались определенные отношения.

В ТЕНГВАРЕ было 24 главных знака, расположенных в четыре ряда (темар — ряд, серия, группа), в каждом из которых имелось шесть степеней (тьеллер — степень, порядок). Были еще дополнительные буквы, которые здесь приведены под номерами 25-36. Из них только знаки 27 и 29 являются совершенно самостоятельными, остальные так или иначе представляют собой производные от других. Кроме того, был ряд значков (техтар) для различных целей. Часть их можно увидеть в иллюстрациях. Некоторые дополнительные знаки обозначали гласные, на квенья они считались дополнениями к стоящему рядом согласному; отдельные знаки обозначали звукосочетания и применялись, чтобы писать один знак вместо двух. В таблице эти знаки не приведены.
Первичные (или главные) буквы состояли из стебля (телько) и дуги (лува). Формы от 1-й до 4-й степени считались нормальными, основными. Далее стебель мог быть поднят вверх, как в знаках под номерами 9-16; мог быть сокращен до половины, как в знаках 17-24. Дуга могла быть справа от стебля, как в первых двух рядах, или слева, как в рядах III-IV, могла быть замкнутой, как в рядах II и IV, или открытой, как в рядах I и III. Как закрытая, так и открытая дуга могла быть удвоена, как в степенях 2, 4, 5.
Теоретически можно было применять эти знаки очень свободно. В Третью эпоху появился обычай использовать первый ряд для обозначения дентальных согласных типа Т (тинкотема), а второй ряд — для лабиализованных разновидностей П (парматема). Применение этих двух рядов было одинаковым для всех языков, а ряды III-IV использовались в разных языках по-разному.
В таких языках, как вестрон, где было много согласных типа Ч, X, Ш, третий ряд применялся для них, а четвертый — для согласных типа К (кальматема).
В языке квенья, в котором были звуки ряда К (кальматема), а также небные типа ТЬ (тьельпетема) и лабиализованные (квессетема), использовались феанорские надстрочные знаки. Например, две точки над знаком означали смягчение или йотацию. Ряд IV применялся для обозначения звуков типа KB (квессетема).
В пределах вышеописанных областей применения повсеместно соблюдались следующие правила.
«Нормальные» буквы 1-й степени применялись для обозначения «глухих закрытых», как, например: 1 — Т, 2 — П, 3 — К, 4 — К, КВ. Удвоение дуги во 2-й степени обозначало озвончение: 5 — Д, 6 — Б, 7 — ГХ, 8 — Г, ГВ. Удлинение стебля вверх в 3-й степени означало добавление шипящего или свистящего элемента к звукам 1-й степени: 9 — звук, как в англ. ТН, 10 - Ф, 11 - Ш, 12 - Ч (или ТС, Ф, КХ, КХВ/ХВ соответственно), а удлинение стебля вверх в сочетании с удвоением дуги в 4-й степени означало придыхание: 13 - ДХ, 14 - В, 15 - Ж, 16 - ГХ (или 15 - ГХ, 16 -ГХВ/В).
В исходной феанорской системе была также степень со стеблем, удлиненным в обе стороны, как вверх, так и вниз. Такие знаки обычно означали звуки с придыханием (ТХ, ПХ, КХ), но могли изображать и другие варианты. В тех языках, которые описываются в нашей книге, эти варианты согласных в Третью эпоху не применялись, но были широко распространены различные вариации использования степеней 3 и 4.
Знаки 5-й степени (номера 17-20) обычно обозначали носовые согласные: 17 — Н, 18 — М. В соответствии с вышеописанной системой, 6-я степень должна была бы представлять глухие носовые. Но поскольку такие звуки (примерами могут служить валлийское НХ и староанглийское ХН) очень редко встречались в описываемых языках, то 6-я степень (номера 21-24) чаще всего использовалась для слабых полугласных, не включенных в остальные ряды. Такие звуки передавались простейшими основными элементами букв. Номер 21 чаще всего обозначал слабое (не раскатистое) Р, номер 22 — губной звук В, а номер 23 — Й. Надпись над воротами Мории является примером синдарийского письма, в котором 6-я степень представляет собой простые носовые, а 5-я — двойные и долгие носовые, которых в синдарийском было много: 17 — НН, а 21 — Н.
Поскольку отдельные согласные в 4-й степени в произношении имели тенденцию к ослаблению и приближались к звукам 6-й степени, иногда сливаясь с ними, многие буквы в языках эльдар оставались «свободными» и начинали обозначать гласные.

Примечание
Стандартное написание слов на квенья основано на применении вышеописанных букв. 2-я степень обозначала НД, МБ, НГ, НГВ (все эти сочетания были частыми, ибо звуки Б, Г, ГВ попадались только в них). Для РД, ЛД применялись особые буквы, номера 26 и 28. Для написания сочетания ЛВ (с обычным В) часто брались знаки ЛБ: номер 27 плюс 6, ибо сочетания ЛМБ не существовало. Аналогично 4-я степень применялась для исключительно часто встречавшихся сочетаний НТ, МП, НК, НГУ, ибо в квенья отсутствовали сочетания ГЛИ, ГХЬО, а звук В передавался знаком 22.
Из добавочных знаков номер 27 обычно обозначал звук Л, номер 25 (по происхождению это модификация номера 21) — полное раскатистое Р. Номера 26, 28 были производными от них. Часто их писали, чтобы обозначить глухие Р (РХ) и Л (ЛХ). Но в квенья они обозначали РД и ЛД. Номер 29 обозначал С, а номер 31 (с двойным завитком) звук 3 в тех языках, где он был.
Обратные формы, номера 30 и 32, хотя и могли использоваться для отдельных звуков, чаще всего изображали варианты номеров 29 и 31, в зависимости от письменных традиций. Они применялись чаще всего в сопровождении «перекрывающих» значков (техтар).
Номер 33 по происхождению был вариантом ослабленного номера 11. В Третьей эпохе он чаще всего соответствовал звуку X. Номер 34 обозначал глухое губно-губное В (ХВ) (англ. W ) или не употреблялся вовсе. Номера 35 и 36 были изображениями звуков И и В.
Для обозначения гласных над согласными ставился так называемый техтар. В таких языках, как квенья, где большинство слов кончалось гласным, техтар ставили над предшествующим согласным, а в тех, где большинство слов кончалось согласным, например в синдарийском, техтар ставили над последующим согласным. Если в нужном положении согласного не оказывалось, под техтар вставляли краткий носитель, который в обычной форме писался как «i» без точки над ним. В различных языках было много разных форм техтара для обозначения гласных. Самые обычные обозначения: вместо А чаше всего ставили три точки; в скорописи они сливались в «домик». Одной точкой и «острым» ударением часто обозначали И и Е (Э). Для обозначения О и У ставился техтар в форме вертикальной или наклонной дужки.
В надписи на Кольце Всевластья открытая вправо дужка обозначает У, а на титульном листе английского издания она же обозначает О, а для У выбрана дужка, открытая влево. Предпочтение оказывалось дужке, открытой вправо, а применение дужек, конечно, зависело от языка, в черной речи они почти всегда обозначали У, ибо звук О был редок. На языке квенья, где звук А встречается очень часто, его могли не обозначать. Например, вместо КАЛМА — лампа — писали три согласных без техтара:
КЛМ. Читали только как КАЛМА, ибо сочетания КЛ в квенья не существовало, звуком М не кончалось ни одно слово. Можно было бы прочесть КАЛАМА, но такого слова не было в языке, потому ошибка исключалась.
Долгие гласные обозначались техтаром над долгим носителем (напоминавшим «j» без точки). Можно было показать долготу и удвоением техтара, однако дужки очень редко удваивались; иногда удваивалось ударение. И две точки чаще всего обозначали последующий гласный И.
Надвратная надпись у входа в Морию является образцом полного письма, в котором были отдельные знаки-буквы, обозначавшие гласные. В синдарийском языке знак номер 30 обозначал И. Если над гласным ставился техтар, обозначавший последующий звук И, то вместе они давали дифтонг. Для звукосочетании АУ, АВ существовал значок, обозначающий последующий губной В (W), он был похож на скорописное «и» или тильду. Но дифтонги часто писались полностью, обычными буквами, а долгота гласных при этом показывалась «острым ударением», которое в этом случае называлось андаит — знак долготы.
Кроме вышеописанного техтара, был еще ряд других, применявшихся при сокращении слов. Часто употреблявшиеся сочетания согласных могли не писаться полностью. Была черточка (тильда) над буквой, обозначавшая, что перед буквой надо произносить носовой звук, получались сочетания типа НТ, МП, НК. Та же тильда под буквой означала удлинение (удвоение) согласного звука. Добавленный к дужке обращенный вниз крючок обозначал последующее С, особенно в сочетаниях ТС, КС, ПС, которые были частыми в языке квенья. В английском ничего похожего нет.

Названия букв

Во всех видах письма во всех алфавитах каждый знак имел название, но названия эти в разных системах отличались, хотя знак мог быть одинаков. Для удобства за основу брались названия букв на языке квенья, так называемые полные имена знаков. Каждое из этих имен было смысловым. Там, где была возможность, имя буквы начиналось с того звука, который буква передавала. Если со звука, изображаемого буквой, ни одно слово не начиналось, он стоял вторым после начальной гласной. Имена букв в таблице располагались по степеням следующим образом:
1. Тинко— металл, парма— книга, калма — лампа, квессе— перо;
2. Андо — ворота, умбар — судьба, анга — железо, унгвэ — паутина;
3. Туле (суле) — дух, формен — север, харма — сокровище (или аха — ярость), хвеста, — ветерок;
4. Анто — рот, ампа — крюк, анка — челюсти, унквэ — пустота;
5. Нумен— запад, мальта — золото, нольдо— эльф Высокого рода (старая форма нголъдо), нвалъмэ (старинная форма ивалъмэ) — страдание, мучение;
далее шли:
орэ — сердце, внутренний разум, вала — сила высшего духа, анна — дар, вилъя — воздух, небо, ромэн— восток, арда— место, область, ламбэ — язык, альда — дерево, сильмэ - звездный свет, сильмэ нукверна (обратный знак), арэ — солнечный свет,
аре нукверна (обратный знак) или эссе— имя, хьярмен — юг, хвеста синдаринва, йанта — мост, ур — жара.
Изменения в произношении произошли позже, чем были даны названия знакам. Буквенный знак 11 назывался харма, когда везде обозначал сочетание КХ, а когда он стал обозначать звук X, появилось название аха. Ранее звук X, легкий, как придыхание, обозначался простым удлинением стержня буквы вверх или палочкой без изгиба, называлось это холла— высокий, этот знак мог ставиться перед согласным, чтобы показать, что согласный произносится глухо и с придыханием (ХР, ХЛ). Позднее для независимого звука X стал применяться знак 33, а если за ним шел гласный Й, то добавлялся техтар. Слово аре ранее произносилось азэ, но когда это 3 слилось со звуком, обозначавшимся знаком 21, то стало передавать часто встречавшееся в квенья сочетание СС, и знаку дали еще одно название: эссе. Название хвеста синдаринва (или ХВ серых эльфов) появилось, потому что на квенья под номером 12 был звук ХВ, а отдельных знаков для обозначения сочетаний КХВ и ХВ не требовалось. Шире всего были распространены и известны названия знаков 17 — нумен, запад, 33 — хьярмен, юг, 25 — ромэн, восток, 9 — формен, север (это на квенья). На синдарийском соответствующие названия звучали: дун, аннун — запад, харад — юг, рун, амрун — восток, фород — север.
Этими знаками обозначали направления стран света, причем называли их в том же порядке, начиная с запада. Хьярмен и формен означало еще «левый» и «правый». Сейчас люди обычно перечисляют страны света в противоположном порядке: С-В-Ю-3.

Кирт
КИРТ ДАЭРОНА вначале был изобретен для обозначения звуков только синдарийского языка. Самые старые знаки кирта были те, что обозначены в таблице номерами 1, 2, 5, 6; 8, 9, 12; 18, 19, 22; 29, 31; 35, 36; 39, 42, 46, 50; и переменные буквы с 13 по 15. Это не был систематизированный алфавит. Знаки 39, 42, 46 и 50 обозначали гласные звуки и позднее ими остались. Знаки 13, 15 обозначали X или С в зависимости от того, какой звук обозначал знак 35 (С или X). Такие колебания в произношении звуков 13, 15, 35 сохранялись долго. Если знак имел ответвления, то обычно ветви, идущие в одну сторону, рисовались вправо. Если их рисовали слева, что тоже бывало, то это никак не отражалось на произношении (знаки 1 — 31).
Усовершенствованный и дополненный кирт назван был АНГЕРТАС ДАЭРОНА, ибо дополнения и изменения в старый кирт внес Даэрон. Однако, вполне вероятно, что основное дополнение, а именно введение двух новых рядов, знаки 13—17 и 23 — 28, было изобретением нольдор из Эрегиона, ибо они обозначали звуки, не существовавшие в синдарийском языке.
В усовершенствованном ангертасе (явно под влиянием феанорского письма) наблюдаются следующие тенденции:
1. Добавление черточки к ветви означало «голос», получался звонкий согласный;
2. Перевернутый знак означал переход в придыхание;
3. Ветви с двух сторон ствола обозначали звонкий носовой звук.
Это соблюдалось в произношении во всех случаях, кроме одного.
В старинном синдарийском нужны были знаки для передачи М с придыханием и носового В, поэтому для такого М применялся обратный знак номер 6, а для ХВ — номер 5.

Знак номер 36 теоретически означал 3; в синдарийском, как и на квенья, писали удвоенное СС; в феанорском начертании для этого служил знак номер 31.
Согласный Й в феанорском алфавите обозначался знаком 39, согласный С — знаками 34, 35 (безразлично, какой из них), звук НД обозначался знаком 38, хотя по форме этот знак к зубным звукам не подходил.
В приведенной таблице ангертаса звучание некоторых букв написано дважды — через черточку. В этих случаях слева приводится звук древнего эльфийского ангертаса, а справа — звук морийского гномьего ангертаса. Значения в скобках соответствуют только звукам эльфийского языка, значения со звездочкой — только звукам языка гномьего.
Как можно заметить, гномы из Мории ввели в алфавит ряд изменений, не поддающихся систематизации. Кроме изменения звучания некоторых знаков, они также ввели ряд новых: это номера 37, 40, 41; 53, 55, 56. Сдвиг в произношении знаков произошел в основном по двум причинам: во-первых, добавление придыхания и приближение к X звуков под номерами 34, 35, 54 (резкое или гортанное начало слов гномьего языка, например, KHUZDUL — кхуздул) либо приближение звука к С, а во-вторых, замена эльфийских знаков 14, 16 на гномьи 29, 30.
Следует отметить также использование знака 12 в значении Р, введение нового знака номер 53 в значении Н (его путали со знаком 22), обозначение звука 3 знаком номер 17с сохранением значения С за знаком номер 54, применение знака 36 для Н носового, а также изобретение нового знака для НГ — номер 37. Новые знаки под номерами 55 и 56 представляли собой половинки знака 46 и применялись для обозначения нечеткого безударного Э, который встречался как в гномьем языке, так и в вестроне. В скорописи мог писаться просто росчерком — ветка без ствола.
Морийским ангертасом сделана надпись на могиле Балина. Гномы из Эребора применяли еще более измененный ангертас, так называемый ЭРЕБОРСКИЙ, им написана часть Книги Мазарбула. Самые характерные его детали были: применение знака 43 для звука 3, знака 17 для звука КС, введение новых знаков 57 и 58 для обозначения сочетаний ПС и ТС. Были также введены заново знаки 14, 16 для обозначения звуков Й и Ж, а знаки 29, 30 применялись для обозначения звуков Г, ГХ или служили вариантами знаков 19 и 21.
Эти особенности в таблице не показаны, там только приведены чисто эреборские знаки 57 и 58.

 
ТаварильДата: Среда, 20.08.2008, 19:13 | Сообщение # 2
Группа: Удаленные





 
Поселение гильдии Laimi Taurion » Quenta Laimi Taurion » Elencuile » Алфавит и письмо
  • Страница 1 из 1
  • 1
Поиск:


Copyright Laimi Taurion © 2020


Хостинг от uCoz